Книги-2022, часть 3
Jan. 4th, 2023 03:52 pmWilliam Gibson The Peripheral - тоже не сразу пошло, я бросала эту книгу и снова к ней возвращалась. Но в итоге оказалось: очень даже хорошо. Сначала ни черта не понятно, потом весьма динамично. Про относительно недалёкое будущее, до которого дотягиваются люди из более далёкого. Девушка становится свидетельницей убийства, за это её хотят убрать, ставки всё возрастают, от заезжих наёмных убийц до целой армии, партизаны делаются всё толще, пока игра не поднимается до уровня шпионских спецслужб вокруг президента.
Сериала мы видели пока только первую серию. В книге вообще не так всё было.
Дэвид Митчелл Сон №9 - и это я начинала и бросала несколько лет. И, раз уж в прошлом году устроила акцию "дочитай заброшенные книги", дочитала и её. Не понравилось. Я не понимаю, зачем такой вторичный Дэвид Митчелл, если уже есть Харуки Мураками.
Leslie Hooton The Secret of Rainy Days - жизнеутверждающий американский роман о том, что нужно вернуться к своим корням, к семье, к друзьям детства, перестать бунтовать и искать себя на стороне, и тогда обретёшь счастье, покой, и всё у тебя получится. Дочитываешь, вытираешь слёзы, выглядываешь в окно, а там... ну, всё как обычно.
Susan Coll Bookish People - ещё одна книга про книжный магазинчик. С одной стороны, забавно и прикольно. В конце каждого дня идёт выдержка из журнала магазина: "Нам привезли то-то и то-то, такие-то книги мы дозаказали, говорите покупателям, что скоро подвезут; тут протекает труба, а вот эта розетка не работает. Пылесос сломался, подметаем при помощи веника и совка. Всем привет, я сотрудник такой-то." Нам показывают проблемы директора и нескольких сотрудников. Директор недавно овдовела, в мире происходят всякие жестокие вещи, у неё кризис, она думает переоборудовать под жильё подсобку, о которой кроме неё и архитектора никто и не знает, спрятаться туда и вообще больше не вылезать. А у одной сотрудницы соседка по квартире в депрессии. И другой сосед, который любит ночью сверлить стены - но все стесняются поговорить с ним об этом, потому что так-то он милый и вежливый молодой человек, может, у него просто такой бзик, он же ему жить не мешает, зачем обижать? И все кругом стесняются сказать друг другу о том и об этом, избегают неловких разговоров, из этого постоянно происходят ещё более неловкие и дурацкие ситуации. Кажется, подразумевалось, что это должно быть смешно. Не смешно, утомительно. Читаешь и думаешь: ну не может быть столько дуракен на квадратный метр одного магазина!
Заканчивается всё хорошо.
(О-о, я прочитала определение слова "комедия"! Непонимание и дурацкие, странные ситуации, и не обязательно всё это должно быть смешно. Да-а?)
Хулио Кортасар
(Сучилось, что я скачала огромную папку Кортасара. И теперь долго буду её разгребать, малыми порциями.)
"Луи Армстронг - огромнейший хроноп" - рассказ чистой радости. Радости от творчества, музыки, джаза и Луи Армстронга. Про жизнь хронопов и фамов, кстати, пора уже перечитать: Лёня говорит, что совершенно не помнит. Непорядок.
"Здоровье больных" - отличный рассказ, в конце которого всё оказывается не тем, чем казалось.
"Зверинец" - тут я полезла искать, а про что это было. Разные интерпретации.
"Гардель"
Герман Мелвилл "Моби Дик или Белый кит" - ещё одна массивная классическая вещь, которую давно нужно было прочитать. Совершенно сумасшедшая греческая трагедь, участники которой поочерёдно выходят на палубу и сообщают о своих нехороших предчувствиях, но, поскольку это трагедь, всё будет безудержно двигаться своим путём к развязке. Я думала, что смогу по-английски, но на деле оказалось, что всю книгу шла параллельно по-английски и по-русски, либо на каждой главе заглядывала посмотреть: вот этот долгий непонятный оборот - он вообще про что? В русском переводе весь этот язык моряков сглажен и нейтрален, по-английски - очень сочно. Когда негритянский повар обращается к акулам, чтоб не слишком громко чавкали, это просто восторг! Fellow critters!
Jennifer Saint
Electra
Ariadne
Модный сейчас пересказ мифов с другой точки зрения. Здесь с точки зрения женщин, как если бы современные женщины были героинями тех мифов.
В том и ценность вечных историй, что каждое поколение пересказывает их по-своему, примеряет их на себя и играет в них. Пока не закончится человечество, не закончатся интерпретации.
Металл плывёт, земля осталась та же.
Susan Stokes-Chapman Pаndora
Игра в георгианский Лондон. Археологи, контрабандисты предметов искусства, древние тайны и проклятия, известные личности, по краешку проходит война с Наполеоном. Злобный дядюшка, талантливая племянница, таинственным образом погибшие родители, учёная сорока. Ну, такое. Без больших ожиданий и без больших претензий. Как получилось, так получилось. В целом, недостоверное ни про что, читается легко, в голове практически не задерживается.
Emily St. John Mandel
Sea of Tranquility - Эмили Сент-Джон Мандел играет с вариантами и отражениями: а если бы было вот так? А если бы так всё повернулось? Здесь и путешествия во времени, и заселение Луны, и поначалу какой-то хаос и непонятная беготня, но в конце она увязывает все-все нити, показывает, что откуда взялось и что на что повлияло, и сидишь, плачешь.

El Hotel de Cristal - ещё немножко игра с отражениями. Некоторые персонажи у неё упоминались в других двух повестях, но тут у них жизнь развивалась немного по-другому, и вообще по-другому всё пошло. Здесь она сосредоточилась, в основном, на судьбе Винсент, про которую в другой книге говорилось что она пропала в море.
Так я узнала фразу el esquema Ponzi (по-английски тоже the Ponzi scheme, а по-нашему - финансовая пирамида).
Я не поняла, зачем она так и зачем нужно было такой огород городить. Нужно перечитать обе книги.
Александр Грин
"Корабли в Лиссе"
"Жизнь Гнора"
"Остров Рено"
"Сто вёрст по реке"
"Зурбаганский стрелок"
Gabrielle Zevin The Storied Life of A.J. Fikry - сначала это про неприятного занудного владельца книжного магазина, который потом оказывается неплохим человеком, просто в жизни у него всё не так пошло. В какой-то момент в книжный магазин подбрасывают маленького ребёнка, и вся его жизнь сосредоточивается вокруг ребёнка. Девочка растёт, много читает, хочет стать писательницей, а приёмный отец подбирает для неё книги, которые обязательно нужно прочитать. Потом это становится захватывающей детективной историей: вот откуда взялась девочка, и вот почему её подбросили именно сюда. AJ заболевает, его оперируют, лечат, потом он умирает. Смерть неизбежна.
Федерико Гарсия Лорка "Чудесная башмачница" - пьеса Лорки. Сочное, страстное испанское безумие как мы его себе представляем. Читать серой сибирской зимой.
Ти Джей Клун "Дом в лазурном море" - ещё зимой меня привлекла эта книга в витрине книжного магазина. Там совершенно очаровательная обложка.
В конце концов добралась и прочитала.
Ну, обложка - лучшая часть книги. Художник молодец. Всё остальное даже не вторично, это какой-то сосисочный фарш из модных умильных идей и персонажей.
Уильям Гибсон "Я больше не верю курсиву" - вдруг оказалось, что статьи Уильяма Гибсона ничуть не хуже его художественной литературы. Он такой живой человек, простой и понятный. Сингапур, Токио, Лондон глазами Гибсона. Ebay, интернет вообще. Взгляд на съёмки "Джонни-Мнемоника". Старые вещи, пыльные штуки, кусочки прошлого, из которых его ИИ делает коллажи.
Петер Хёг "Ночные рассказы" И последний рассказ, про шлифование линз и отражение, такой: "и Борхесу привет!" Всё есть одно, всё корнями в одну почву уходит, из Дании или из Аргентины.
Антония Байетт
Дева в саду
Живая вещь
Долго, долго, очень понемногу я читала эти две книги. Потому что там нет особого действия, там медленная жизнь английской провинции. Не для сюжета, а для созерцания. Как аквариум или муравейник. Или оранжерея. Очень густой и богатый текст, который нужно читать со всеми сносками и комментариями. Цитаты, отсылки.
Р. М. Берндт, К. Х. Берндт. "Мир первых австралийцев" - уже старое этнографическое исследование культуры австралийских аборигенов. Языковые группы. Мифы. Обряды. О многом авторы говорят, что оно уже почти не практикуется или совсем потеряно. От той точки, в которой я читаю это сейчас, прошло ещё больше времени, и многое существует теперь уже только в записях, рисунках и фотографиях. Целый ушедший мир.
Paul Auster City of Glass
Какое-то огромное количество рассказов Борхеса, в которых можно бродить бесконечно.
Да, ещё две аудиокниги.
Маркес "Осень патриарха" - ну, мы все примерно там, только в профиль. Тоже давно уже нужно было послушать. Маркес - совершеннейший Маркес, Игорь Князев - всегда молодец.
Алистер Маклин "Крейсер Улисс" - это когда среди огромного количества комментариев к посту об аудиокнигах кто-то пишет: "А вот ещё хорошая аудиокнига!" Кто-то другой добавляет: "И вот ещё!" И ты скачиваешь, книги лежат у тебя несколько лет, потом включаешь что-то из этой папки ничего не подозревая и не зная, чем именно она хорошая.
И понимаешь, что хотя бы аннотацию нужно читать, чтоб знать, чего ожидать-то.
Вот эта - четырнадцать часов текста о том, как во Вторую мировую войну в северных морях медленно гибнет конвой британских военных кораблей. Со всеми тысячами потерянных жизней, во всех подробностях.
Это был неправильный год для этой книги, точно.
Но это и для многого другого был неправильный год.
Сериала мы видели пока только первую серию. В книге вообще не так всё было.
Дэвид Митчелл Сон №9 - и это я начинала и бросала несколько лет. И, раз уж в прошлом году устроила акцию "дочитай заброшенные книги", дочитала и её. Не понравилось. Я не понимаю, зачем такой вторичный Дэвид Митчелл, если уже есть Харуки Мураками.
Leslie Hooton The Secret of Rainy Days - жизнеутверждающий американский роман о том, что нужно вернуться к своим корням, к семье, к друзьям детства, перестать бунтовать и искать себя на стороне, и тогда обретёшь счастье, покой, и всё у тебя получится. Дочитываешь, вытираешь слёзы, выглядываешь в окно, а там... ну, всё как обычно.
Susan Coll Bookish People - ещё одна книга про книжный магазинчик. С одной стороны, забавно и прикольно. В конце каждого дня идёт выдержка из журнала магазина: "Нам привезли то-то и то-то, такие-то книги мы дозаказали, говорите покупателям, что скоро подвезут; тут протекает труба, а вот эта розетка не работает. Пылесос сломался, подметаем при помощи веника и совка. Всем привет, я сотрудник такой-то." Нам показывают проблемы директора и нескольких сотрудников. Директор недавно овдовела, в мире происходят всякие жестокие вещи, у неё кризис, она думает переоборудовать под жильё подсобку, о которой кроме неё и архитектора никто и не знает, спрятаться туда и вообще больше не вылезать. А у одной сотрудницы соседка по квартире в депрессии. И другой сосед, который любит ночью сверлить стены - но все стесняются поговорить с ним об этом, потому что так-то он милый и вежливый молодой человек, может, у него просто такой бзик, он же ему жить не мешает, зачем обижать? И все кругом стесняются сказать друг другу о том и об этом, избегают неловких разговоров, из этого постоянно происходят ещё более неловкие и дурацкие ситуации. Кажется, подразумевалось, что это должно быть смешно. Не смешно, утомительно. Читаешь и думаешь: ну не может быть столько дуракен на квадратный метр одного магазина!
Заканчивается всё хорошо.
(О-о, я прочитала определение слова "комедия"! Непонимание и дурацкие, странные ситуации, и не обязательно всё это должно быть смешно. Да-а?)
Хулио Кортасар
(Сучилось, что я скачала огромную папку Кортасара. И теперь долго буду её разгребать, малыми порциями.)
"Луи Армстронг - огромнейший хроноп" - рассказ чистой радости. Радости от творчества, музыки, джаза и Луи Армстронга. Про жизнь хронопов и фамов, кстати, пора уже перечитать: Лёня говорит, что совершенно не помнит. Непорядок.
"Здоровье больных" - отличный рассказ, в конце которого всё оказывается не тем, чем казалось.
"Зверинец" - тут я полезла искать, а про что это было. Разные интерпретации.
"Гардель"
Герман Мелвилл "Моби Дик или Белый кит" - ещё одна массивная классическая вещь, которую давно нужно было прочитать. Совершенно сумасшедшая греческая трагедь, участники которой поочерёдно выходят на палубу и сообщают о своих нехороших предчувствиях, но, поскольку это трагедь, всё будет безудержно двигаться своим путём к развязке. Я думала, что смогу по-английски, но на деле оказалось, что всю книгу шла параллельно по-английски и по-русски, либо на каждой главе заглядывала посмотреть: вот этот долгий непонятный оборот - он вообще про что? В русском переводе весь этот язык моряков сглажен и нейтрален, по-английски - очень сочно. Когда негритянский повар обращается к акулам, чтоб не слишком громко чавкали, это просто восторг! Fellow critters!
Jennifer Saint
Electra
Ariadne
Модный сейчас пересказ мифов с другой точки зрения. Здесь с точки зрения женщин, как если бы современные женщины были героинями тех мифов.
В том и ценность вечных историй, что каждое поколение пересказывает их по-своему, примеряет их на себя и играет в них. Пока не закончится человечество, не закончатся интерпретации.
Металл плывёт, земля осталась та же.
Susan Stokes-Chapman Pаndora
Игра в георгианский Лондон. Археологи, контрабандисты предметов искусства, древние тайны и проклятия, известные личности, по краешку проходит война с Наполеоном. Злобный дядюшка, талантливая племянница, таинственным образом погибшие родители, учёная сорока. Ну, такое. Без больших ожиданий и без больших претензий. Как получилось, так получилось. В целом, недостоверное ни про что, читается легко, в голове практически не задерживается.
Emily St. John Mandel
Sea of Tranquility - Эмили Сент-Джон Мандел играет с вариантами и отражениями: а если бы было вот так? А если бы так всё повернулось? Здесь и путешествия во времени, и заселение Луны, и поначалу какой-то хаос и непонятная беготня, но в конце она увязывает все-все нити, показывает, что откуда взялось и что на что повлияло, и сидишь, плачешь.

El Hotel de Cristal - ещё немножко игра с отражениями. Некоторые персонажи у неё упоминались в других двух повестях, но тут у них жизнь развивалась немного по-другому, и вообще по-другому всё пошло. Здесь она сосредоточилась, в основном, на судьбе Винсент, про которую в другой книге говорилось что она пропала в море.
Так я узнала фразу el esquema Ponzi (по-английски тоже the Ponzi scheme, а по-нашему - финансовая пирамида).
Я не поняла, зачем она так и зачем нужно было такой огород городить. Нужно перечитать обе книги.
Александр Грин
"Корабли в Лиссе"
"Жизнь Гнора"
"Остров Рено"
"Сто вёрст по реке"
"Зурбаганский стрелок"
Gabrielle Zevin The Storied Life of A.J. Fikry - сначала это про неприятного занудного владельца книжного магазина, который потом оказывается неплохим человеком, просто в жизни у него всё не так пошло. В какой-то момент в книжный магазин подбрасывают маленького ребёнка, и вся его жизнь сосредоточивается вокруг ребёнка. Девочка растёт, много читает, хочет стать писательницей, а приёмный отец подбирает для неё книги, которые обязательно нужно прочитать. Потом это становится захватывающей детективной историей: вот откуда взялась девочка, и вот почему её подбросили именно сюда. AJ заболевает, его оперируют, лечат, потом он умирает. Смерть неизбежна.
Федерико Гарсия Лорка "Чудесная башмачница" - пьеса Лорки. Сочное, страстное испанское безумие как мы его себе представляем. Читать серой сибирской зимой.
Ти Джей Клун "Дом в лазурном море" - ещё зимой меня привлекла эта книга в витрине книжного магазина. Там совершенно очаровательная обложка.
В конце концов добралась и прочитала.
Ну, обложка - лучшая часть книги. Художник молодец. Всё остальное даже не вторично, это какой-то сосисочный фарш из модных умильных идей и персонажей.
Уильям Гибсон "Я больше не верю курсиву" - вдруг оказалось, что статьи Уильяма Гибсона ничуть не хуже его художественной литературы. Он такой живой человек, простой и понятный. Сингапур, Токио, Лондон глазами Гибсона. Ebay, интернет вообще. Взгляд на съёмки "Джонни-Мнемоника". Старые вещи, пыльные штуки, кусочки прошлого, из которых его ИИ делает коллажи.
Петер Хёг "Ночные рассказы" И последний рассказ, про шлифование линз и отражение, такой: "и Борхесу привет!" Всё есть одно, всё корнями в одну почву уходит, из Дании или из Аргентины.
Антония Байетт
Дева в саду
Живая вещь
Долго, долго, очень понемногу я читала эти две книги. Потому что там нет особого действия, там медленная жизнь английской провинции. Не для сюжета, а для созерцания. Как аквариум или муравейник. Или оранжерея. Очень густой и богатый текст, который нужно читать со всеми сносками и комментариями. Цитаты, отсылки.
Р. М. Берндт, К. Х. Берндт. "Мир первых австралийцев" - уже старое этнографическое исследование культуры австралийских аборигенов. Языковые группы. Мифы. Обряды. О многом авторы говорят, что оно уже почти не практикуется или совсем потеряно. От той точки, в которой я читаю это сейчас, прошло ещё больше времени, и многое существует теперь уже только в записях, рисунках и фотографиях. Целый ушедший мир.
Paul Auster City of Glass
Какое-то огромное количество рассказов Борхеса, в которых можно бродить бесконечно.
Да, ещё две аудиокниги.
Маркес "Осень патриарха" - ну, мы все примерно там, только в профиль. Тоже давно уже нужно было послушать. Маркес - совершеннейший Маркес, Игорь Князев - всегда молодец.
Алистер Маклин "Крейсер Улисс" - это когда среди огромного количества комментариев к посту об аудиокнигах кто-то пишет: "А вот ещё хорошая аудиокнига!" Кто-то другой добавляет: "И вот ещё!" И ты скачиваешь, книги лежат у тебя несколько лет, потом включаешь что-то из этой папки ничего не подозревая и не зная, чем именно она хорошая.
И понимаешь, что хотя бы аннотацию нужно читать, чтоб знать, чего ожидать-то.
Вот эта - четырнадцать часов текста о том, как во Вторую мировую войну в северных морях медленно гибнет конвой британских военных кораблей. Со всеми тысячами потерянных жизней, во всех подробностях.
Это был неправильный год для этой книги, точно.
Но это и для многого другого был неправильный год.